Напоминаю играющим в "Сезоны", что все "Черновики" защищены от всех способов похищения, перлюстрации и легилименции, и если не смотря на это они Вам приснились с качеством, достаточно хорошим для воспроизведения, необходимо срочно обратиться в Отдел Тайн. Тем, кто не играет, напоминаю о необходимости чтения дисклэймеров.
(При подаче материал необходимо иллюстрировать карточными фокусами)
Определим действие как переход из некоторого начального состояния в некоторое конечное состояние.
Определим акт воли, как нечто, необходимое для совершения действия против внешних обстоятельств.
Определим свободу как возможность совершения действия.
Если действие по каким-либо причинам невозможно - свобода воли отсутствует.
Определим решение как описание метода перехода из начального состояние в любое другое.
Если любое выбранное решение приводит к одному и тому-же результату, это значит, что он полностью определен исключительно внешними обстоятельствами, и, следовательно, свобода воли также отсутствует.
Решения, позволяющие достигнуть некоторого искомого результата, мы будем называть "хорошими".
Решения, которые этого не позволяют - "плохими".
Вероятность того, что любое случайно выбранное решение окажется хорошим, обозначим как a. Если все возможные решения являются хорошими, a=1.
Вероятность оценить случайно выбранное решение как хорошее, обозначим как b. Если любое из доступных решений мы будем считать хорошим, b=1. ("Это сказал Министр Магии, следовательно, это нужно выполнять.")
Степень настороженности к имеющейся у нас информации мы определим как c. Если c=1, то мы не примем ни одного решения, которое кажется хорошим, пока не убедимся, что оно в действительности таким является.
Если мы готовы немедленно принять все, что нам показалось хорошим - с=0. ("Министерство Магии НИКОГДА не ошибается.")
Вероятность, с которой выбранное решение действительно окажется хорошим, мы обозначим как x. Если выбираемое решение всегда оказывается хорошим, х=1, если выбираемое решение каждый раз оказывается плохим, х=0. В общем случае х=f(a,b,c), где c не определяется какими-либо внешними или внутренними причинами.
х не может быть меньше а, (нельзя выбрать больше плохих решений, чем их есть вообще), плюс, отказываясь от плохих решений (1-b)c, мы уменьшаем шанс проглядеть хорошие решения (1-a)(1-b)c.
Таким образом, благоприятные обстоятельства и наша внимательность дают нам x=a+(1-a)(1-b)c
Если a и b имеют конкретные значения, то x=f(c). В идеальном мире, где действие зависит исключительно от нашего желания, x=c.Переписав x=c как f(a,b,c)=c, мы получаем c=a/((a+b)(1-a)).
Теперь мы можем, наконец, строго определить такие понятия, как Неисповедимость Воли Господней и столь же строго разобраться с теми, кто поклоняется дьяволу.
В абсолютно благостном мире а=1, c оказывается не определено. Человек живет в полном неведении Добра и Зла.
Если мы примем, что дьявол победил, и мир - это ад (a=0, b=0), c может принимать любые значения. Разумеется, существовать в таком мире невозможно, и это противоречит основной формуле, согласно которой в этом случае x=c.То есть, результат поступков зависит исключительно от самого человека.
Если b=1, с принимает минимальные значения, что противоречит принципу независимости с от внешних причин. Это и есть Проклятие Империуса, уравнивающего в безумии и жертву, и того, кто решился использовать Запретное знание вопреки законам Божеским и Человеческим.
И, наконец, мера свободы. При одновременно малых a и b x стремится к с. При ограниченном выборе решений мы тем не менее имеем хороший шанс на получение удовлетворительного результата, что является подтверждением известной формулы: "Knowledge is Power !"
Соответственно, мера несвободы определяется как m(a,b)=max(a,b(1-a)). Эта формула может привести к парадоксальным результатам, если рассматривать ее в отрыве от определения свободы окружающих. Я считаю, что это может быть весьма хорошей темой для работ аспирантов.