Гипертензия, и даже пресловутая "эссенциальная гипертония" в абсолютном большинстве случаев являются осложнениями какого-либо заболевания, а не "симптомом" и не "механизмом компенсации".
То есть, это ИЗВРАЩЕННАЯ реакция организма, которая, ВОЗМОЖНО является проявлением какого-либо механизма компенсации, но сформировавшегося НЕ ДЛЯ ЭТОГО случая.
Как именно что извращенная реакция, она имеет свойство образовывать положительную обратную связь с тем самым процессом, реакцией на который является.
То есть, идея лечения именно гипертензии - по сути так же плоха, как и идея о том, что ничего делать не надо. Надо, иначе - будет ухудшаться.
Ссылки на то, что гипотензивная терапия ведет к росту смертности от того и сего, а также дает множественные побочные эффекты и осложнения - в изрядной доле растут из заведомо неадекватной терапии, назначаемой без учета основного заболевания (в общем-то даже без попыток диагностики), его этиологии и патогенеза, а также без учета патогенеза собственно гипертензии.
Более того, регулярно игнорируются как побочные эффекты, так и особенности фармакодинамики и фармакокинетики назначаемых препаратов.
Собственно, почему я взвился: по тому, что в статье опять упомянуты бета-блокеры, быстрые антагонисты кальция и тиазидовые мочегонные, применяемые либо как попало, либо на постоянно, при том, что все перечисленные - это препараты скорой помощи, и только. Да, при постоянном применении они будут включены в тот же самый механизм, который и был основой развившейся гипертензии, а любые "быстрые" препараты - это ВСЕГДА риск развития сосудистых катастроф. Просто, без них в НЕКОТОРЫХ случаях этот риск ЕЩЕ ВЫШЕ.
Чтобы эти риски как-то соотнести - нужно понимать, ЧТО, собственно, происходит, и как именно и с какой целью мы собираемся на это происходящее воздействовать. То есть, на один из ведущих компонентов УЖЕ развивающейся сосудистой катастрофы, или этот конкретный компонент в данном конкретном случае малозначим.
Отдельный разговор - про ИАПФ и сартаны (ну и в какой-то степени про верошпирон). Неадекватность системы ренин-ангиотензин-альдостерон какого-либо генеза при гипертензии есть ВСЕГДА. В свою очередь, заболевания системы кровообращения ВСЕГДА ведут к неадекватности RAAS.
Вопрос в том, что воздействие на один из ее компонентов - мера, опять же, вынужденная. И эта мера ни в коем случае не компенсирует и не способна компенсировать ни все биохимические изменения, ни, тем более, обратить вспять органические изменения.
Хотя, можно надеяться на сохранность некоторых репаративных функций организма, при условии устранения/компенсации факторов повреждения тканей, либо - как паллиативная, когда такие факторы установить и устранить мы не можем. То есть, конечной целью всех терапевтических мер мы должны иметь в виду возможность уменьшения агрессивности/полной отмены терапии гипотензивной. Либо понимать, что здесь уже просто ничего не можем сделать, и думать о получении максимальной продолжительности/качества жизни с тем, что имеем.
Не НЕ ХОТИМ, а именно что не можем.
Вот это самое хотим/можем и является всегда основным вопросом во всех наших действиях.
Что же касается компенсации нарушений метаболизма, и, в частности, баланса электролитов - ну, это, граждане, даже не смешно. На второй курс, учебники читать. Любая терапия с этого начинаться обязана, но на этом не прекращаться.
P.S. Лошади уже 40 лет кушают овес, а воз (и ВОЗ тоже) - и ныне там. Видимо, что-то следует менять в консерватории.