dennis_chikin (dennis_chikin) wrote,
dennis_chikin
dennis_chikin

Categories:

Хорошо изложено

Как игроразработчикам околокомпьтерным, так и мастерам РИ посвящается:

Есть в фольклоре комьюнити игры «Сталкер» такой мифический персонаж, Васян. Это не какой-то конкретный человек, это скорее архетип. Плод коллективного и, как правило, бессознательного. Чем знаменит Васян? Васян — это тёмная сторона гейм-дизайна, позволяющая начинающему гейм-дизайнеру побыть чудовищем, каковым он и является на самом деле. Продукты «от Васяна» (как правило, модификации) можно определить по характерному почерку — уникальной печати, который этот персонаж оставляет на всём, что притронется.

Казалось бы, какое нам дело до видеоигр? У нас ресурс немного про другое. Увы, но порой мне кажется, что Васян, до того как обзавёлся нездоровым интересом к «Сталкеру», имел не менее нездоровый интерес к ролевым играм, при том ещё до эпохи массовой компьютеризации.

Итак, за что же этот персонаж сыскал свою популярность на ниве моддинга?

В принципе секрет васянства прост. Мододелы изобретают дополнительные возможности, Васян изобретает дополнительные проблемы.

А именно.

Реализм. Тут удачнее было бы название «хардкор», правдивее по крайней мере, но чаще всего это подаётся именно как реализм. Реализм Васян понимает просто: это чахоточный главный герой, окруженный врагами с танковой броней. В результате получается очень реалистичная картина, когда местный супермен (например, профессиональный наёмник) мажет с двух шагов пулями, которые в стволе его оружия быстро приобретают свойства резины, поэтому вынужден пробираться под орлиными взглядами врагов, каждый из которых метко бьёт из Макрова с дистанции снайперской винтовки. Разумеется, делает всё это Васян не со зла, а для вживания игрока в Атмосферу (ну, как он себе это представляет). Гораздо хуже, когда у Васяна доходят руки до освещения. Освещение становится Атмосфернее (то есть темнее; особенно ночью) и это в общем-то не так уж и плохо. Плохо то, что в соответствии с формулой «проблемы вместо возможностей» фонарики и приборы ночного видение тоже пропорционально ухудшаются в качестве.

Хардкор. А именно отыгрыш всевозможной бытовухи. Опять же, возможно, по виду это скорее реализм, но в плане игровом получается хардкор. И ладно если дело ограничится схемой «обойму можно заряжать только через разгрузку», это ещё куда ни шло. Да и классики на PS2 тем же грешили. Проблема в том, что буйство Васяна не останавливается там, где останавливались приставочные классики (ограниченные количеством слотов карты памяти) и идёт гораздо дальше.
Например.
Делать сохранения в игре можно только у костров и керосиновых ламп
которые, как правило, потушены
Впрочем, их можно разжечь спичками
Если есть коробок, который стоит примерно как кучка Макаровых
Каждая вторая-третья спичка даже зажигается
а всего их в коробке примерно с десяток.
В общем-то, эти два пункта, «хардкор» и «реализм» по мнению васяна, созданы друг для друга, и зачастую сложно понять, где начинает одно и заканчивается другое.

Ты играешь неправильно! В общем-то без этого пункта предыдущие два не могут быть однозначно классифицированы как васянство. Мало ли кто как играет. Кому-то и так нравится. Именно поэтому разработчики делают много уровней сложности — кто хочет, пробегает всю карту, вынося врагов, кто хочет — проходит тот же уровень с десятой попытки. Васян это прекрасно знает и именно поэтому прикладывает все усилия, чтобы максимально усложнить процесс игры тем, кто играет не так, как хочется Васяну. Поэтому сложность в игре только одна — это сложность «Васян», всё остальное — её хардкорные вариации. Пример выше (кстати, он не выдуман) можно дополнить другой деталью: Васян, придумавший такую «гениальную» схему, счёл личным оскорблением то, что многие игроки «хомячат» (собирают всё, что плохо лежит) и, соответственно, могут обойти гениальную задумку. В результате родилось не менее интеллектуальное решение: давать персонажу игрока (который оскорбил васянское чувство прекрасного) артефакт, который даёт ему дикие уязвимости ко всему и не может быть выкинут определённое время. Этот пример опять же невыдуманный, а из действительно существующего мода. Вообще слово «играешь» в названии данного пункта не совсем верно. Васянство как уверенность в том, что ему лучше знать как что-либо делать Правильно — это, скорее, образ жизни. Поэтому если Васян сделал ещё и инсталлер, то любимая музыка Васяна там не будет отключаться принципиально. А смысл? Васяна всё устраивает.
При том данное явление часто приобретает самые пугающие масштабы. Васяну начинает казаться, что все вокруг только и жаждут залезть в код его гениальных наработок, поменять пару строчек и начать играть неправильно. Поэтому параллельно с основным кодингом Васян изобретает «античит» в виде какого-нибудь кривого обфускатора и циклов, бесконечно передающих друг-другу и сверяющих игровые переменные, которые хитрый игрок может нарисовать в ArtMoney.

Отличная шутка! Самое «веселье» начинается, когда руки у Васяна доходят до квестов и сюжета. Тут обязательно будет какая-нибудь «загогулина», понятная только автору, которую обойти решительно нельзя. Например, «вынеси кровососа ножом без брони». И это в общем-то не предел, тут по крайней мере понятно что делать. Хуже — квесты уровня «пойди туда не знаю куда» с картой на клочке туалетной бумаги (Васян не разобрался как подключить карту в PDA) и без описания. Но это хотя бы можно списать на низкий уровень грамотности. Гораздо «интересное», когда всё то же самое Васян считает самим собой разумеющимся и не требующим особого описания, из-за чего игра начинает напоминать один большой квест. Про Штирлица. Не взял непонятную штуковину в начале — завалил игру. С учётом того, что тестирование порой считается Васяном чем-то вроде мема башорга, игра становится совершенно непроходима без гайда от самого Васяна. Желательно видео-гайда, так как пишет Васян в плане полезности примерно так же, как кодит и дизайнит.

Текст получился про видеоигру, хотя сами приёмы типично «ролевые». И действительно, Васян и многие мастера от ролевых занимаются одним и тем же: делают игры для людей (по крайней мере как им кажется). Во избежание холиваров я специально не проводил аналогий с конкретными системами-модулями-авторами (могу лишь добавить, что в качестве прототипов мне в первую очередь приходят на ум те их них, что имеют солидный ролевой опыт, Имя и, как правило, гражданство какой-нибудь англоязычной страны).

Мораль? Мораль проста. Перефразируя девиз Гугла, «не будь Васяном»
Tags: видения и привидения, дикая охота
Subscribe

  • Утащу

    Глодальной(C)Розов элитке посвящается: Это не боги, похоже. Это не демоны даже. Это бомжовые¹ рожи, Спалившиеся на краже. Что до размеров охапок,…

  • анатомическое

    притоки v. magna cerebri - это либо доказательство того, что 98% населения - потомки иноплянетян, причем из разных галактик, либо доказательство…

  • В порядке imho

    Вообще, точные науки - это прежде всего про умение формулировать задачу. И немножко фокусов, чтобы ее решить. Ну, если мы проверяем умение…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment