dennis_chikin (dennis_chikin) wrote,
dennis_chikin
dennis_chikin

Category:

Цель и Выигрыш

Осенью krivda сформулировал мысль, которая неспешно с того времени думалась, и под влиянием последних событий наконец оформилась в нечто похожее на текст. (Из повлиявшего желаю отметить давний зимний пост mfrid, который сейчас уже не найду, http://vandermar.livejournal.com/293314.html, постмартиновского http://krivda.livejournal.com/107035.html, сами-знаете-какие статьи Лоры (expellearmus), несколько постов у var_r_r).

Хотя понятно, что выигрыш можно интуитивно определить как достижение поставленных целей, а целью задать достижение выигрыша - столь же интуитивно видно, что с логикой здесь что-то явно не то, и вообще выглядит как-то криво.

Дело вот в чем:
Выигрыш - понятие все-таки предельно неконкретное. Во-первых, более естественно на столь же интуитивном уровне он определяется как достижение состояния, ЛУЧШЕГО, чем у тех, с кем сравниваемся. В чем именно лучше, а за счет чего этого удалось добиться - в принципе уже совершенно не важно. Дом соседу поджечь, или вообще "всех убить - один остаться" - вполне себе выигрыш.
Кроме того, выигрыш - это именно статичное состояние. Если мы уже подожгли дом соседу, а он нам не успел - мы выиграли. Если успел - остались при своих, и теперь, чтобы как-то оправдать все ране затраченные усилия, следует выколоть соседу глаз, пока он не успел сделать это с нами. (Лучше, конечно, совсем "кирдык в колодец" - это-то явно однозначный выигрыш. Если сосед был единственным в округе кровельщиком, то прохудившаяся через неделю крыша, которую некому заделывать - уже не важно, СЕЙЧАС мы выиграли).

Цель можно задать сколь угодно узко, и ее можно проверить на корректность. Целей может быть более одной, и достижение одной из них не отменяет необходимости достижения других. Более того, цели могут быть противоречивыми, что создает необходимость ВЫБОРА, который кое-кто в свое время считал одним из основных элементов ролевой игры (и считал небезосновательно) - если угодно - тот самый "конфликт", который сейчас занял место "выбора". Наконец, цели можно задавать явно персонажные и внутримировые, так, что их достижение возможно исключительно средствами, доступными персонажу, и средствами, допустимыми в заданном мире, а не "пожизневые".

То есть, понятие так называемой "игры на выигрыш" - содержит внутреннее противоречие. Выиграть - значит закончить игру как можно быстрее. Игра на цель - возможна, и при корректном задании целей, а также учитывая, что по ходу игры могут возникать новые цели и изменяться существующие - процесс самоподдерживающийся.


Статья Кобольда здесь в общем-то при том, что мне довелось видеть подобное тому, что описано, и это действительно внушает. Но Кобольд довольно сильно сужает тему, в то время как принцип практически универсален. И этот самый принцип вполне можно использовать в том числе при задании целей. В роли "врагов" выступают не живые люди, с которыми можно договориться, либо "всех убить", а обстоятельства, от воли отдельных игроков зависящие в достаточно малой степени. Вот это пространство: "люди против обстоятельств", на практике очень мало где используется, в то время как пространство для игры - весьма велико.
Tags: дикая охота
Subscribe

  • Аристократы и дегенераты

    Внезапно, напомнили ролевушную молодость и одновременно с другой стороны приползло удивительное, перекликающееся с когда-то составленными по мотивам…

  • Внезапно ХС

    Читал открытые наконец материалы по игре. Много думал... Ну, как бы, на фоне таки "камушков страданий", которых якобы не было, такие мелочи, как…

  • Про калькуляционный аргумент

    <<По легенде, когда Кантарович обсуждал с видными госплановскими чиновниками перспективы новых методов математического планирования в народном…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

  • Аристократы и дегенераты

    Внезапно, напомнили ролевушную молодость и одновременно с другой стороны приползло удивительное, перекликающееся с когда-то составленными по мотивам…

  • Внезапно ХС

    Читал открытые наконец материалы по игре. Много думал... Ну, как бы, на фоне таки "камушков страданий", которых якобы не было, такие мелочи, как…

  • Про калькуляционный аргумент

    <<По легенде, когда Кантарович обсуждал с видными госплановскими чиновниками перспективы новых методов математического планирования в народном…