Как известно, для любого сражения всегда найдется не менее 18 причин к тому, что оно было проиграно: во-первых, не было пороха...
Итак, частица с невостребованными жирами возвращается с током крови в сторону печени, где ей надлежит быть захваченной и включенной в процессы ресинтеза, на своем пути встречается с молекулой, содержащей кислород.
Кислород у нас двухвалентен. То есть, устойчивое состояние молекулы кислорода, либо молекулы, образовавшейся из молекулы кислорода - это четыре образованных связи, не важно с чем. 1 углерод, 4 водорода, 4 азота на 6 кислородов, и т.д. Если кислород по какой-то причине остался один, или водородов оказалось 1, либо 3, или на 1 углерод оказался всего один кислород - то есть, то, что у нас бывает не при идеальном горении, а в "реальном" дыме, которым мы реально дышим (ну с азотом вообще все изначально плохо), если он в таком виде попал в кровь и таки соприкоснулся с частицей, несущей "лишний" для нее жир - водород из этого жира послужит идеальным средством "исправить" ситуацию.
Что-то от чего-то отрывается, или, наоборот, прицепляется - не важно, но частица становится "нестандартной" - подозрительно похожей на какую-нибудь злобную бактерию. Для злобных бактерий, которым в крови совсем не место, существую фагоциты, которые их захватывают и расщепляют, либо тащат "целиком" к печени, где все это подвергается уже известным процессам.
С "нестандартным" липопротеидом тоже происходит захват, но... справиться с ним фагоцит не в состоянии. Энергетики на полное расщепление не хватает, и как с любой другой клеткой, на поверхности остается торчать избыток жира, изменяющий заряд. Нефункциональный фагоцит потихонечку приближается к стенке сосуда, и входит с ней в соприкосновение.
Опять же по несчастливому совпадению именно этот участок стенки сосуда оказывается поврежден гистамином, выделившемся в избытке при перенесенном год назад каком-нибудь гриппе, и недостаточно "гладким". Фагоцит задерживается, и под давлением крови потихоньку продавливается, оказываясь "между" внутренней и внешней оболочками сосуда. Таким же путем туда-же попадает второй, третий...
В конце-концов, мы имеем выпячивание во-внутрь сосуда. В центре содержится жидкое липидное ядро, над ним - слой фибрина, с течением времени все это прорастает соединительной тканью, а из крови осаждается слой извести.
Неоднородность стенки сосуда дает замедление кровотока и нарушение его линейности. Это в свою очередь усиливает осаждение и увеличивает давление.
Все был бы еще ничего, если бы сосуды были жесткими, если бы поток был непрерывным во времени, и если бы между сосудами не было соединений и резервных путей. Но сосуды эластичны, поток пульсирует, система сосудов имеет множество соединений в самых неожиданных местах.
Поэтому кроме повышения общего сопротивления, которое может быть преодолено просто большим усилием, мы получаем еще и застой, а также переток из одного бассейна в другой.
Реакция на недостаточное кровоснабжение рассчитана прежде всего на то, что его причиной является покусание тушки ужасным саблезубым кроликом или или ее натыкание на гигантский саблезубый кактус. Поэтому для выживания кровоток должен быть перенаправлен к наиболее важным органам, а раны от покусов кактусом должны быть изолированы.
Поскольку в нашем случае проблема не внешняя, а внутренняя, эффект получается обратным тому, который должен был-бы быть.
Известь и фибрин на стенках сосуда еще и нарушают эластичность, причем лишь на некоторых участках, что делает эффект еще менее предсказуемым.
Результат - еще больший рост давления, еще менее равномерный кровоток, и еще более быстрый рост препятствия кровотоку.
Вот здесь, наконец, вступает в дело Ужасный Разрывающий Лошадь Пополам никотин, коварный Зеленый Змий алкоголя и прочие серо-буро-малиновые пищевые смерти, общим свойством которых является изменение тонуса сосудов в две фазы - не важно, в каком порядке: повышение или снижение - зато делающих это БЫСТРО.
Мало того, что адаптационные возможности и так нарушены, и вместо "+" вполне может получаться "-", но если скорости изменения характера кровотока выше скорости адаптации, то нежелательный эффект будет получен заведомо.
Эти же изменения за счет большой скорости способны спровоцировать разрыв бляшки с излиянием жидкого ядра в кровь с усугублением спазма сосуда и тромбозом.
Отсюда мораль - если с возрастом после рюмки (за ней другая, а за ней еще пара литров) "чая" начинает болеть голова - это не факт, что "посаженная алкоголем" печень, не справляющаяся с ацетальдегидом, а еще и накопившиеся с возрастом изменения сосудов.
Наконец, недостаток артериального кровоснабжения для "животных" паренхиматозных органов (а оно изначально довольно бедное, и как было замечено в начальном посте серии, еще и анатомически весьма индивидуально) дает уже многократно описанные эффекты нарушения энергетики этих органов, что замыкает еще одну петлю патологической обратной связи.
Вот теперь все готово для получения Чудовищного Вывода (tm), который в ближайшее время и воспоследует.