Поскольку головная боль, как мы выяснили, бывает не только от лишней рюмки водки, и даже не только от убитой вусмерть водкой печени (гепатопатии сами по себе в большинстве своем вообще не болят), то для достижения одной из целей, заявленных в базовом проекте: активного долголетия, озаботиться следует не только нановодкой, но и подобающей ей нанозакуской.
Итак, извечный вопрос: кто виноват, и что делать ?
Как ни странно, всевозможные нарушения обмена можно обнаружить по нарушениям этого самого обмена. ;) То есть, прежде всего, по крови.
Нарушение жирового обмена определяется дешево и сердито: от банального отстаивания пробирки в холодильнике, вращением этой же пробирки в центрифуге после добавления подсоленой водички, ну и до различных форезов на различных мембранах, когда какая угодно движущая сила разделяет вещества с разной молекулярной массой по разным областям мембраны. Разница и исключительно в скорости и точности.
Если фракция липопротеидов высокой плотности составляет менее четверти - это сигнал о том, что надо срочно что-то делать. Абсолютные цифры на самом деле не так важны. Другие фракции, хотя часто и используются для опреления целевых значений, тоже не очень важны. Важно именно вот это отношение.
Хуже, когда она в норме, но имеет структурный дефект. Или когда в крови присутствуют липопротеиды с пигментообразной структурой. Наконец, аллергическая настороженность и явно паталогический фагоцитоз - тоже не полезно. Это отловить не то, чтобы сильно сложнее, но дороже.
С другой стороны, если инструментально процесс в сосудах УЖЕ выявлен, отсутствие явных изменений в липидном спектре НЕ является основанием эти изменения отрицать или считать их нормальными. В этом случае вопрос стоит не в том, принимать либо не принимать меры, а об уточнении: какие именно меры.
Мелкие, но рапространенные изменения, особенно, с явлениями кальциноза, ВСЕГДА считаются более злокачественными, чем крупные одиночные. Высокая динамика изменений всегда хуже, чем низкая.
Нарушения углеводного обмена могут быть не видны, так же, как и в первом случае, но если повышение уровня глюкозы зафиксировано - на самом деле НЕ важно, в венозной крови, или в капиллярной. Информативны опять же не абсюлютные цифры, а наличие нарушения.
Более качественную и адекватную информацию дает уровень инсулина и, косвенно, изменения сахарной кривой. Дефицит выработки инсулина виден по более острому и высокому пику, толерантность к инсулину, не важно, чем вызванную, можно определить по двугорбой и смещенной во времени кривой. Опять же, это имеет значение исключительно для выбора тактики.
Избыток массы тела в данном случае является скорее диагностическим признаком, чем явлением, с которым надо что-то делать специально. Да, если его удалось как-то скорректировать, нагрузка становится меньше, и самочувствие, соответственно, лучше, но основные нарушения не устранены.
Отсутствие такого избытка не говорит ровно ни о чем.
Нарушения белкового обмена менее специфичны, и если их удалось заметить, это говорит только о том, что все уже совсем плохо.
Однако замеченные выброс печеночных ферментов в кровь, гиперурикемия, повышение концентрации пигментов, и даже микроальбуминурию можно игнорировать только тогда, когда мы знаем: откуда, и из-за чего.
Что делать: во-первых, хоть и практически малореально, но все-таки крайне желательно сменить место жительства. На мягкий, стабильный климат, отсутствие задымления, качественную пищу.
Просто бросить курить - бесполезно, если вместо табачного дыма нюхать промышленные выбросы или даже печной дым, суточные перепады температуры составляют 20 градусов, а из еды - одни макароны.
Во-вторых, таки коррекция еды. Есть надо часто, но вкусно. Из рассчета, что сколько чего пришло - столько и ушло. Избыток углеводов не менее опасен, чем избыток жиров. Но дефицит углеводов хуже, чем дефицит жиров. Избыток белка даст ту же подагру, но дефицит белка раньше, чем приведет к мышечной дистрофии, создаст условия для накопления в крови жиров.
Дефицит b2, b6, и, неожиданно, пангамата для нашей пластилиновой местности актуален. В других местностях дефициты могут быть своими. Дефицит b12 может встретиться где угодно и когда угодно.
Животные жиры для НЕКОТОРЫХ людей менее предпочтительны, чем растительные, но если менять сливочное масло на растительное, то ТОЛЬКО на так называемые "невысыхающие". То есть, кукурузное или соевое подойдет, а вот подсолнечное и оливковое - нет. Тем более, не маргарин и не искусственно отвержденные растительные масла.
Любая тяжелая физическая нагрузка (включая спорт), безусловно сожжет часть лишних калорий, но другую часть загонит в стенки сосудов.
Итак, основной принцип нанозакуски - это не улучшение качества жизни путем принятия каких-либо мер, но само качество жизни, обеспечивающее ее продолжительность.
Медикаментозная коррекция имеющихся нарушений тем не менее обязательна, поскольку задача - разорвать ненужные связи там, где они образовались. Где легче - там и рвать. Надеяться, что "рассосется само" - бесполезно, поскольку сам принцип образования и существования этих связей предполагает обратное. Чем более своевременно и качественно начата терапия - тем быстрее и лучше результат.
Универсального препарата не существует. Их 4 основных группы, и еще десяток вспомогательных. Выбор осуществляется исходя из понимания образовавшихся связей. Отношение его к так называемой доказательности - см. во вводном цикле.
Наконец, здесь не упомянут еще ряд причин, такие связи создающих. В частности, ряд заболеваний, типа гипотиреоза и ЖКБ, и прием ряда ЛЕКАРСТВЕННЫХ препаратов, в основном, по неверно определенным показаниям и схемам, как, например, гормональные препараты или длительный прием препаратов, предназначенных для разового примениния (те же адреноблокаторы, в т.ч. и т.н. "селективные").
Что до самой нановодки, и, в частности, эффектов алкоголя, то несомненно, у него есть как полезные, так и опасные эффекты. Однако их соотношение слишком сложно, чтобы получить однозначный ответ. Общий принцип, исходя из всего, изложенного раньше, это ограничение как скорости изменения его концентрации в крови, так и общего количества.
В настощее время можно сказать, что лучше не пить вообще, а если все-таки пить - то что-то качественное, и качественно же закусывать.