текст длинный, поэтому кладу у себя.
Нет, я бы предложил не вестись на тех, кто "точно знает, как надо ИГРАТЬ", и уменьшить количество сущностей.
Для начала, выкинем попкорнопожирателей, как к игре не относящихся вообще ни как, и, что самое главное, не желающих к ней относится. Если кто-то сам не хочет, то здесь мы ничего не сделаем.
Затем вернемся к действию, и попробуем все-таки понять: какое именно действие следует считать игровым. Очевидно, все то, что человек делал бы и без игры, без введения дополнительных условий к игре не относится.
Не являются игровыми и действия, направленные на техническое обеспечение самой возможности игры.
К игровым я предлагаю отнести те, которые как-то связаны с событиями, происходящими в мире игры (как вариант, считающихся произошедшими), и выбранными в соответствии с логикой персонажа.
То есть, если человек просто где-то тусуется, и на происходящее ни как не реагирует в принципе - не считаем. Если он повернулся, и пошел пить водку - тоже не считаем.
В сухом остатке получаем тех, кто внимательно следит за происходящим, но при это вроде-бы ничего не делает.
Почему ?
Возможно, он не имеет возможности отреагировать на происходящее так, чтобы это было заметно. (Отдельный больной вопрос: всегда ли это хорошо, и от кого оно зависит ? Да, памяти незабвенной дискуссии про сидение в тюрьме/лежание на больничной койке/мертвецов).
Возможно, в логике его персонажа для наблюдаемой им ситуации какие-либо заметные действия нежелательны.
Наконец, возможно, что именно в данный момент он выбирает способ вмешаться в происходящее.
Для всех этих случаев я хочу предложить следующий критерий оценки: если происходящее каким то образом отразилось на последующей активности персонажа либо на собственно логике персонажа - человек очевидно УЧАСТВОВАЛ в игре.
Если возможность отреагировать на события так и не предоставилась, но произошедшее было отрефлексировано после окончания игры - человек НАБЛЮДАЛ игру, и это следует считать вполне удовлетворительным результатом.
Бурную деятельность без осознания и оценки происходящего в мире игры - предлагаю считать случаем использованием факта игры, как повода, и за собственно участие в игре - не считать.
Итог: разделить участников ролевой игры на играющих и зрителей в чистом виде - невозможно. Либо эти функции существуют одновременно, либо одновременно же отсутствуют.
В оценочных целях время активной деятельности и время наблюдения, если и то, и другое относятся к игровым событиям - складываются. Время, проведенное в ожидании событий, и время, потраченное на обеспечение физических нужд участников игры - в общее время игры не включается.