В законченном художественном произведении, берущемся в известных целях, или в созданном по ходу опять же понятно чего (и даже в самостоятельной сюжетной ветке), злодей должен либо измениться, либо тем или иным способом прекратиться. Не обязательно со множественными спецэффектами, но как-то должен.
Шекспир, Бальзак и даже древние греки - разговор отдельный: получать удовольствие (пользу, знания, иное) от того, чтобы просто разыгрывать это в лицах - вот уж где всем профанациям профанация. Они писались именно для того, чтобы прочитать, и никогда ТАК не делать. А отнюдь не как пример для подражания. "Ужасный век, ужасные сердца !" - Констатация факта, а не цель.Мелкая разница в деталях сути не меняет.
Должна быть разница между живым человеком и памятником. В том, что человек меняется. Иначе тогда вообще не понятно - зачем, мир - это ад, и т.д.
Собственно, суть вопроса: как ДОКАЗАТЬ, что изменение случилось ? Глубокий внутренний мир героя/злодея исследовать со стороны несколько проблематично. И сами попытки в большинстве случаев будут выглядеть странно.
КАКИЕ-НИБУДЬ изменения в образе действий в общем-то тоже еще ни о чем не говорят. Если зловещий злодей вдруг перестал, скажем, злодейски хохотать - это может означать, например, лишь то, что он просто занят подготовкой какого-то особо крупного злодейства.
И вот он - долгожданный ответ. В рамках "литературной правды" может существовать определенный набор знаков, которые невозможно подделать, и которые однозначно свидетельствуют, что изменение произошло. Злодей встал на путь исправления. Он может быть долгим, но окружающие, если сами не хотят заменить собой желающего выйти из бизнеса злодея, именно с этого момента обязаны ему не препятствовать, а всячески помогать двигаться в понятном направлении. Сам бывший злодей с этого момента не имеет права на те поступки, которые были для него естественны раньше.
Примерно так же и с любыми другими принципиальными изменениями.
С маскарадом сочетается вполне нормально, если переодевания в рамках маскарада нейтральны - не содержат зарезервированных элементов. В конце-концов, набор знаков не обязательно должен сводиться к переодеванию - это лишь самое простое. Что от них в действительности требуется - чтобы они были легко и однозначно читаемы.